мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS, тахографы, устройства ограничения скорости Оренбург, Орск, Бузулук
+7 3532 374-874

г.Оренбург, проезд Автоматики д.10/3 (2-й этаж)

г. Бузулук, ул. Фрунзе, д. 8

г. Орск, ул. Вокзальное шоссе д. 28

Новости >> Тахографы: кто и зачем вводит в заблуждение перевозчика?

Тахографы: кто и зачем вводит в заблуждение перевозчика?

Ни для кого не секрет, что заниматься грузопассажирскими перевозками в настоящее время очень непросто, а на фоне последних изменений законодательства и новых инициатив многие транспортные компании и индивидуальные предприниматели всерьез опасаются потери рентабельности бизнеса. Для некоторых же организаций такое положение вещей является крайне выгодным.

В этом материале речь пойдет о некоторых представителях тахографической отрасли, которые зарабатывают на желании перевозчиков снизить экономические издержки своего бизнеса и о том, как не стать жертвой их обмана.

Как показал опыт европейских стран, тахограф является эффективным инструментом повышения безопасности автотранспортных перевозок. Но, если честно, многим перевозчикам контрольный прибор доставил проблемы. Во-первых, сам тахограф нужен государству, а покупать его, в отличие от того же терминала «Платон», перевозчику приходится на свои средства. Во-вторых, законодательная база российской тахографии находится в процессе формирования, что приводит к тому, что не все контрольные устройства, которые присутствуют на рынке, являются тахографами с юридической точки зрения, а значит, можно купить такой прибор, который впоследствии придется заменить.

Именно тут для недобросовестных производителей тахографов и мастерских открываются большие перспективы получения прибыли. Выбрать модель тахографа – задача непростая. Законодательство предъявляет ряд требований к тахографу, однако они изложены не в едином документе, а сформированы по совокупности в различных нормативно-правовых актах.

Схема российской нормативно-правовой тахографической базы:

Для того, чтобы сделать правильный выбор тахографа, перевозчику необходимо учитывать требования каждого вышеприведенного документа. В противном случае контрольное устройство не будет тахографом в законодательном понимании. И тут начинается самое интересное.

Широкую огласку в информационном пространстве получила информация, что чиновники обманывают перевозчиков, путая их в «обязательных» и «необязательных» требованиях к тахографам.

Простыми словами, группа «активистов-защитников интересов транспортных компаний» заявляет о том, что далеко не все законодательные нормативные документы являются обязательными для применения, а именно – Приказ Минтранса РФ от 13.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (36 Приказ Минтранса) носит исключительно рекомендательный характер, неукоснительно же соблюдать необходимо только требования Технических регламентов.  

Конечно, перевозчик в это хочет верить, и причина тому одна – чем меньше требований нужно учесть, тем больше вероятность сэкономить на покупке тахографа. И поэтому он уже готов выслушать обоснование любой, даже самой немыслимой теории. А такое обоснование ему предоставляется, только вот кому это выгодно на самом деле? Рассмотрим далее.

Что на самом деле нужно перевозчикам?

В первую очередь – бдительность.

Нужно четко понимать, что под эгидой защиты интересов транспортных компаний недобросовестные производители тахографов и мастерские лоббируют свой интерес.

А интерес этот крайне прост и прозаичен: продажа контрольных устройств. Стоит подчеркнуть, что именно тех, которые соответствуют лишь части законодательных требований, а не тахографов в законодательном понимании - соответствующих требованиям всей нормативно-правовой тахографической базы в совокупности.

Перевозчику также предлагают (что неудивительно!) помощь в решении споров с контролирующими органами. Правда, брать на себя какие-либо конкретные обязательства «защитники интересов» не станут. Зато «бороться до конца» с контролирующими органами призывать будут обязательно. Однако важно четко понимать: если в если в кабине автомобиля установлен контрольный прибор, отвечающий не всем требованиям законодательства, а «выборочно» некоторым нормативно-правовым актам, легитимным тахографом он не является и подлежит демонтажу, а впоследствии перевозчика ждет переоснащение.

Конечно, каждый владелец автотранспортного предприятия хочет, чтобы государство его не тревожило нововведениями. И тахография, которая на данный момент в России только формируется, - не исключение. В дальнейшем российские транспортные компании, как и европейские, оценят эффективность и положительное влияние на бизнес тахографической системы. Но сейчас это время еще не пришло, поэтому соблазн в той или иной мере «обойти» законодательство присутствует в менталитете российского перевозчика. Организации, зарабатывающие на продаже «не до конца соответствующих» тахографов, будут этот соблазн подогревать. Самое же главное, что перевозчики должны всегда помнить о том, что ответственность за любое несоответствие контрольного прибора законодательным требованиям, в том числе 184-ФЗ и 36 Приказу Минтранса - лежит на них одних. И только перевозчику придется платить за последствия всех нарушений.

Минимальными критериями соответствия тахографа требованиям российского законодательства являются:

– Наличие на модель тахографа сертификата соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011;

– Наличие модели тахографа в перечне ФБУ «Росавтотранс»;

– Наличие на модель тахографа сертификата электромагнитной совместимости компонентов транспортного средства:

– Сертификат соответствия единым глобальным Правилам ЕЭК ООН № 10

и/или

– Сертификат соответствия ГОСТ Р 41.10-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости»;

– Наличие на модель тахографа свидетельства утверждения типа средства измерения, наличие на каждый тахограф действующего сертификата о метрологической поверке;

– После установки и калибровки тахографа все соединительные разъемы, по которым поступают входные сигналы, - опломбированы, а калибровочная табличка находится на борту автомобиля.

Рекомендуем перевозчикам проверить свой тахограф на соответствие вышеуказанным критериям, чтобы удостовериться в легитимности своего тахографа и обезопасить себя от возникновения штрафов, простоев автомобиля и других последствий покупки контрольного прибора, не соответствующего требованиям действующего законодательства.

Источник: http://ati.su/Media/Article.aspx?ID=5729&HeadingID=4