мониторинг транспорта ГЛОНАСС/GPS, тахографы, устройства ограничения скорости Оренбург, Орск, Бузулук
+7 3532 374-874

г.Оренбург, проезд Автоматики д.10/3 (2-й этаж)

г. Бузулук, ул. Фрунзе, д. 8

г. Орск, ул. Вокзальное шоссе д. 28

Новости >> Поверка тахографов. Быть или не быть?

Поверка тахографов. Быть или не быть?

Поверка тахографов уже на протяжении полутора лет является весьма волнующей темой у грузоперевозчиков. Обусловлено это и разнообразием нормативных актов, регулирующих данный вопрос, и вариантами их толкования со стороны различных участников, и тяжестью последствий за несоблюдение требований Росстандарта. В этой связи имеет смысл посмотреть на историю данного вопроса и коснуться текущей ситуации.

Признание тахографа с СКЗИ типом средств измерений

В январе 2015 года были внесены изменения в ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений» и все измерения, выполняемые при обеспечении безопасности дорожного движения, стали относятся к госрегулированию. Измерения и обязательные метрологические требования к ним, согласно тому же ФЗ-102.

Определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в области своей деятельности, совместно с Росстандартом. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2012 г. N 1213 регулирование и установка требований к тахографам возложена на Министерство транспорта.

Утверждение типа средства измерения и методик поверки для всех моделей цифровых тахографов, внесенных в соответствии с Приказом Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 года в перечень ФБУ Роставтотранс, осуществлено приказом Росстандарта №1658 от 25 декабря 2015 года. В соответствии с описанием типа средства измерения и утвержденными методиками поверки, часть метрологических характеристик тахографов обеспечивает блок средства криптографической защиты информации (блок СКЗИ) тахографа моделей НКМ-2 и НКМ-К, утверждение типа средств которых произведено приказом Росстандарта №1660 от 25 декабря 2015 года. Цифровой тахограф подлежит поверке при наличии в его составе поверенного блока СКЗИ. В описаниях типа средств измерений на тахографы цифровые, утвержденные вышеуказанным приказом Росстандарта, сказано следующее:

«Метрологические характеристики тахографов обеспечиваются только при работе с блоками СКЗИ утвержденного типа, имеющими свидетельство о поверке с не истекшим сроком действия».

Это же указание содержится и в методиках поверки:

"Результаты поверки считать положительными, если в наличии свидетельство о поверке на блок СКЗИ с не истекшим сроком действия».

Свидетельство о поверке может быть выдано только на блок СКЗИ, являющийся типом средства измерения. Типом средства измерения утверждены две модели блока СКЗИ: НКМ-2 и НКМ-К.

А как же ранее выпущенные?

В 2015 - 2016 г. между производителями, Минтрансом и Росстандартом проводились консультации по вопросу поэтапного включения тахографии в сферу государственного регулирования. 25 декабря 2015 г. приказом Росстандарта все модели тахографов были утверждены как типы средства измерения. 

Поскольку выпущенные до этой даты тахографы оставались неутвержденного типа, то на совместном совещании с Росстандартом было решено утвердить все выпущенные тахографы как типы средств измерения.

Утверждение типа ранее выпущенных тахографов Drive 5 и Drive Smart было завершено изданием Приказов Росстандарта №177 от 01.02.2017 г., №178 от 01.02.2017 г. и №236 от 08.02.2017 г., которые утвердили единичные экземпляры всех ранее выпущенных тахографов в качестве типов средств измерений. Появилась возможность поверки этих тахографов при условии замены блока СКЗИ на поверенный.

Завершающим штрихом должно было стать принятие Минтрансом приказа, утверждающего единые метрологические требования к тахографам. Такой приказ, а именно, Приказ Минтранса №55 от 20.02.2017 г., дополнивший Приказ №36 обязательными метрологическими требованиями к осуществляемым тахографами измерениями, был принят и вступил в силу только 16.05.2017 г.

Однако инспекции Росстандарта задолго до завершения процедуры включения системы тахографического контроля в сферу государственного регулирования начали проводить проверки и штрафовать владельцев транспортных средств, использующих неповеренные тахографы, ссылаясь на приказы МВД, Минздравсоцразвития и т.д.

Источник: Атол-Драйв